Страница 1 из 1

Образование: реформа или профанация?

СообщениеДобавлено: 23 мар 2014, 02:01
admin
Часто спрашивают (хотя я на самый большой специалист в этой области) о реформе российского образования. Придется ответить, чтобы закрыть вопрос. Вот автор письма под ником anna206 пишет: «Теперь наши дети сдают не экзамены, а тесты. На мой взгляд, это неправильно. Как вы думаете: цели реформы образования достигнуты?»


Сразу оговорюсь. Я не могу приравнять форму сдачи экзамена к реформе образования. Это разные вещи. Сдача тестов или экзамены в классическом понимании слова – это не есть реформа образования. Можно сдавать тесты, ставить галочки или отвечать на вопросы экзаменационной комиссии - это форма сдачи предмета. И на самом деле не так уж важно, как именно проходит процедура: человек отвечает на вопросы комиссии или ставит галочки.

А теперь к вашему вопросу о реформе образования. Коротко говоря: да, цель, поставленная авторами реформы образования, была достигнута.

Первое. Все российские ПТУ (профтехучилища) стали называться техникумами, техникумы стали институтами, институты – университетами, университеты – академиями, академии – международными академиями. Соответственно, сообразно новому статусу, на порядок (а где и на два-три порядка) возросла сумма взятки, которую вы должны заплатить при поступление в это учебное заведение. Это и есть первая цель образовательной реформы.

Второе. Были упорядочена система сдачи вступительных экзаменов и учебных сессий. Теперь студент точно знает, какую именно сумму нужно иметь, чтобы спихнуть тот или иной экзамен или зачет, чтобы сдать сессию в целом. И это правильно, человек должен знать такие вещи наперед и рассчитывать свои финансовые возможности, он должен получить время, чтобы одолжить денег, если не хватает. Занять, перезанять, как-то перекрутиться. В прежние времена до и во время сессии студенты зубрили, теперь этого не требуется, были бы деньги.

Кроме того, сам процесс сбора денег отладили до мелочей. Деньги собирают организовано. Занят этим староста группы (или иное доверенное лицо преподавателя). Платишь деньги, имя вносят в список, список и деньги передают нужному человеку. Теперь студенту или его родителям не нужно часами томиться в ожидании преподавателя, «ловить» его, чтобы «сунуть». Не надо придумывать разных красивых пафосных слов Типа: «Мой сын всю жизнь мечтал учиться в этом институте» и проч., не надо бегать за преподавателем по темным коридорам, что-то шептать, волнуясь, совать мятый конверт. То есть выиграли все, и студенты, и их наставники. Чистая экономия времени. Это тоже радует.

Я недавно посетил один из московских медицинских институтов (ныне академий). Студентка, которая меня сопровождала, подробно объяснила, кому сколько и когда надо платить за сдачу экзаменов и зачетов. Выдала мне полный прейскурант. Дороговато, даже для человека обеспеченного. Когда я спросил: почему на лекции, которую читают целому курсу, присутствует всего несколько человек, провожатая улыбнулась, пораженная моей наивностью. «Зачем ходить на лекцию, если платишь деньги за экзамен?» - спросила она. Действительно, незачем. Правда, немного смущает тот факт, что здесь учат будущих врачей. А врачу познания в медицине, пусть самые общие, самые туманные (где что у человека есть и откуда что растет), все-таки не повредят. А может быть, это я отстал от времени. И таких крайностей, как познания в медицине, биологии и физиологии, современному врачу теперь вовсе не требуется.

Третье. Среди студентов повысилась массовость – это важнейшая цель образовательной реформы. При советской власти каждый пятый выпускник средней школы становился студентом. Теперь студентом становится четыре выпускника школы из пяти. То есть в студенты идут все, кто хочет. И все желающие студентами становятся. (Конечно, финансовые возможности людей - разные. Один может позволить себе диплом Медицинской академии, а другой – едва-едва наскребет на пищевой университет). А с повышением массовости многократно возросли и доходы преподавателей. И те отчисления, что идут из вуза наверх.

Недавно гостил у приятеля на южном побережье Франции. Мой приятель осведомленный человек. Он сказал, что особняки первой линии, то есть стоящие ближе всех к морю, самые дорогие, принадлежат русским. Ну, что удивительного в том, что русские на корню скупают европейскую недвижимость. Я спросил, что за люди. Оказалось, из тридцати особняков первой линии ректорам и проректорам русских вузов, заведующим кафедрами и преподавателям принадлежит восемнадцать. Приятно, что уровень жизни соотечественников так вырос. Что преподаватель, в недавнем прошлом человек отнюдь не богатый, скорее наоборот, теперь может жить и отдыхать на французской Ривьере.

Четвертое. Это для тех, кому некогда пять лет «учиться», а диплом нужен срочно, прямо сейчас. Торговля дипломами вузов (та торговля, которая шла в метро, на рынках и других общественных местах) была поставлена по-другому. Теперь просто так диплом не купишь, надо с кем-то созваниваться, встречаться, вступать в переговоры. Услуга подорожала. Но и полиграфическое исполнение дипломов и аттестатов значительно улучшилось. Это тоже приятно.

Можно вспомнить еще и про рефераты и дипломные работы. Ну, тут и денег не нужно. Все есть в интернете. Выбор огромный. Студенту остается только скачать и распечатать труд, поставить свое имя и фамилию. И все. Студенты воруют, преподаватели знают, что рефераты ворованные. И студенты, в свою очередь знают, что преподаватели берут. Эта идея всеобщего воровства и взяточничества – она сближает людей, роднит их. Одно из первых лиц государства как-то высказалось в том смысле, что не важно, срисовал ли студент реферат из интернета или сам написал. Главное, чтобы у него, студента, в голове остались знания и он, студент, смог защитить свой реферат. Только непонятно, как определить, отложились ли знания в голове студента, если реферат или диплом все-таки чужой, ворованный.

Обратимся к зарубежному опыту. Что произойдет, например, в США, если бы студент срисует реферат из интернета и сдаст его под своим именем? Для начала студента отчислят из вуза. Информация об этом проступке попадет в личное дело. И больше никогда этот молодой человек не поступит ни в одно высшее учебное заведение страны. Если какой-то преподаватель или студент попадется на взятке, - это тюрьма. А после тюрьмы велики шансы не найти никакой работы, погрузиться в болото нищеты и кончить жизнь на помойке.

Нас такая перспектива не прельщает. Поэтому мы провели реформу образования.