Почему известные актеры умирают в нищете...

Почему известные актеры умирают в нищете...

Сообщение admin » 23 мар 2014, 01:56

Пришел интересный вопрос от человека под ником lenakorz33. Это не совсем по адресу, потому что к кино я имею самое отдаленное отношение. Итак, вопрос: «Мне понравилась экранизация вашего романа «Крестная дочь», которая на телевидении переименовали в «Вендетту по-русски». Я так поняла, что неплохо знаете кинематографическую кухню. Это видно еще и по роману «Суд Линча». Поэтому мой вопрос выходит за рамки литературной дискуссии. Почему известные русские артисты умирают как бомжи, в полной нищете?»

Коротко говоря, не вдаваясь в детали, дело обстоит так. В советскую эпоху большинство более или менее значимых кинофильмов было снято на «Мосфильме». В наше время эта киностудия успешно приватизировала это богатое творческое наследие, то есть оформила все авторские права на себя. А создатели фильмов в эту схему не вписались, их лишили авторских прав, значит, и доходов. Как все у нас делается, процесс проходил тихо, без огласки, по-воровски. Ни кинематографическая общественность, ни актеры, ни режиссеры, об этих закулисных манипуляциях ничего не знали. Позже их поставили перед фактом.

Сегодня главная доходная статья «Мосфильма» не создание сериалов или художественных лент, не дубляж зарубежных блокбастеров, а продажа телевидению кинофильмов советской эпохи. «Мосфильм» оформил на себя авторские права, соответственно, гребет денежные вознаграждения и отчисления от проката этой продукции. Люди, которые эти фильмы создавали, которые отдали кинематографу лучшие году жизни, свой талант, свою душу, - в доходах не участвуют.

В России выход на пенсию, даже знаменитого артиста, любимца публики, – беда. Конец полноценной человеческой жизни и начало унизительного грошового существования. Но до сих пор в голове не укладывается, почему известные артисты (я не называю имен, потому что почти у всех такая судьба), выйдя на пенсию, должны подрабатывать ночными сторожами, швейцарами в кабаках или кладовщиками? А если здоровья не осталось, чтобы работать? В то же время с телевизионных экранов не сходят фильмы советской эпохи. Значит, актеры, занятые в них, должны получать роялти, авторские отчисления, с каждого показа. Если актер умер, деньги должны платить его детям. Такова практика, так приняло во всем цивилизованном мире.

Закономерен вопрос: может быть, за демонстрацию фильмов на телевидение отчисляет «Мосфильму» такие скромные деньги, мелочь, которая разговора не стоит? Отнюдь. Расценки «Мосфильма» совершенно фантастические, запредельные. Цена разового показа, например, «Белого солнца пустыни» или «Москва слезам не верит» в пять-шесть раз выше, чем самого свежего фильма о Джеймсе Бонде. Это десятки, а то и сотни тысяч долларов.

Между тем история жизни русских советских артистов – это история бедности, унижений и обмана. На старости лет людей обобрали и даже не сказали «спасибо». Хорошо, если повезет получить эпизод в каком-нибудь сериале. Я спросил одного известного актера, почему на руководство концерна люди не подают в суд. «У меня нет сил таскаться по судам, – ответил он. – У меня нет денег на адвоката. Никто из моих бывших коллег с «Мосфильмом» судиться не станет. Это бесполезно. А другие давно умерли, ничего не получив». «Мертвым деньги не нужны, - возражаю я. – Но нужны их детям, внукам. Пускай они борются». «А разве они имеют на это право?» - человек смотрит с удивлением.

Могу поручиться: руководство «Мосфильма» неплохо себя чувствует. Господину К. Шахназорову для съемок «Всадника по имени смерть» построили несколько улиц декораций, домов в натуральную величину. Ну, чтобы великий режиссер творил свои высокохудожественные монументальные произведения, как говориться, не отходя от кассы. Не тратил драгоценное время, выезжая на натуру. Почти каждый год этот человек, режиссер он же руководитель «Мосфильма», штампует очередную поделку, вот «порадовал» еще одним шедевром - «Белым тигром». Уверен, что свои авторские права Шахназаров прописал очень четко. И следит, чтобы эти права никто, упаси бог, не нарушил (несмотря на то, что все его фильмы за исключением трех ранних работ провалились в прокате).

А как себя чувствует, например, великий русский Алексей Баталов?

Он вынужден работать до старости, потому что, по собственному признанию, если он заболеет или умрет, некому будет позаботиться о жене и дочери инвалиде. Им просто нечего будет есть. Пенсии не хватает даже на лекарства, он вынужден браться за любую работу, которую предложат. В скобках замечу, что если бы актер такого масштаба жил в Голливуде, свою старость он встретил бы мультимиллионером, а его больной дочери и жене не надо было думать о куске хлеба насущного.

После безвременной смерти Виталия Соломина его друг Евгений Жариков (ныне покойный) сказал: «Теперь госчиновники будут кричать: «Ах, умер во цвете лет». А ведь ничего удивительного в этом нет. Актеры в нашей стране вынуждены буквально выживать, разрываясь между театром, антрепризой, всевозможными подработками. Если бы знаменитый актер Виталий Соломин получал хотя бы один процент с выручки за показ фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», ему не надо было бы работать на износ. Так что смерть Виталия Соломина это преднамеренное государственное убийство».

Можно вспомнить два-три-четыре десятка прекрасных актеров, которые умерли в бедности, даже в нищете, потому что успешные администраторы с киностудий вытащили деньги из их карманов. Люди, которые никак не участвовали в создании фильмов советской эпохи, теперь снимают пенки. Те, кто эти фильмы создавал, остались в стороне.

Если помните, около пяти лет назад Голливуд бастовал, на несколько месяцев остановилось производство фильмов. Это была масштабная акция, организованная профсоюзом. Основной движущей силой были технические работники студий, помощники режиссеров, операторов, водители, статисты и проч. Впоследствии к ним в знак поддержки и солидарности присоединились известнейшие актеры, звезды мировой величины. Студии несли огромные убытки (счет шел на миллиарды долларов), в новом сезоне на телеэкраны не вышли продолжения полюбившихся зрителям сериалов, а без новых сериалов люди не подписывались на пакеты кабельных телеканалов вроде «Старз» и «Эйч-Би-Оу». Из-за чего кипели страсти?

Если мерить нашим аршином, производственный конфликт выглядит ничтожным: статисты из массовки требовали, чтобы коммерческие интересы были соблюдены, когда фильмы с их участием демонстрируют через интернет. Скажем, вы сыграли уличного пешехода. Появились в кадре на несколько секунд и пропали. Студия заплатила за съемочный день. Когда фильм пошел в кинотеатрах или по ТВ, вы стали получать роялти за то, что попал в кадр.

А дальше фильм стали смотреть через интернет. И вот тут выяснилось, что статистам и техническим работникам с этих просмотров ничего не пролагается. Договором не предусмотрено. Люди возмутились. Потребовали пересмотра договоров, начались переговоры профсоюза с руководством студий, а когда не смогли не нашли приемлемого решения, стали бастовать. Дело кончилось полной победой массовки.

Попробуйте вообразить, какое развитие получил бы этот конфликт в России. Массовку выгоняют, набирают новую. А с техническими работниками еще проще. И тема закрыта.
admin
Администратор
 
Сообщений: 23
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 11:05

Вернуться в Форум Андрея Троицкого

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4