Страница 1 из 1

Захар Прилепин с социальная справедливость

СообщениеДобавлено: 23 мар 2014, 01:28
admin
Здравствуйте, Андрей. Последнее время читаю прозу Захара Прилепина. Надо сказать, производит впечатление, цепляет, хотя оформление книг мне совсем не нравится. Вы что-то читали из Прилепина? Как вы относитесь к этому автору?
Алексей Р.


Проза Захара Прилепина отравлена ядом социалистических идей. Автор полон иллюзиями социальной справедливости. На мой взгляд, люди с такими идеями делятся на три категории.

1. Люди с ослабленной памятью.
2. Люди, хорошо жившие при социализме, в основном советская номенклатура, работники торговли и цеховики.
3. Люди, никогда не жившие при социализме.

К последней категории относится, в частности, и Прилепин. Он был еще ребенком, когда рухнул СССР. Возможно, он черпает вдохновение из старых книжек и рассказов людей, которые указаны в пункте 1 и 2. За всеми его сюжетами – мальчишеская иллюзия справедливого мироустройства. Вообще идея социальной справедливости – это дурная болезнь. Идеи – это вообще самые заразные болезни. Подцепить их легко. А путь выздоровления долог, он связан со многими разочарованиями.

Позволю себе небольшое отступление. Старший товарищ Прилепина господин Лимонов в свое время произвел на меня глубокое впечатление. На том этапе, когда Э. Лимонов написал «Это я, Эдичка» - такая проза, высокого социального накала, была хороша и своевременна. Это восприятие обозленным молодым парнем, пережившим разочарование сначала в коммунизме, а затем в американской мечте, несправедливостей окружающего мира. Ощущение отчужденности, своей ненужности равнодушному обществу. Проза отчаяния. Песня изгоя. Пронзительный крик одиночества. Есть книги, написанные чернилами. Есть книги, написанные мочой. А есть книги, написанные кровью. «Это я, Эдичка» - как раз из таких, написанных кровью. Выдающийся документ эпохи.

Я имел несчастье прожить в совке большую часть жизни. Для меня русский социализм, с его пропагандой маразма, разложения, коммунистической партии и комсомола, с фотографиями Леонида Ильича и компании на каждом фасаде, на каждом заборе, - это, коротко говоря, кратчайший путь превращения думающего человека в стадное животное. Конечно, сегодняшнее устройство России немногим лучше Совдепии. Это не социализм и не капитализм, скорее, - олигархический феодализм.

Так вот, Прилепин не принимает сегодняшний олигархический феодализм. Но что взамен, куда идти? По Прилепину, надо возвращаться в совок или как? Думаю, когда-нибудь автор расстанется с иллюзиями юности, выльет горячую водку из ботинок и превратится во взрослого парня. Проза Прилепина подражательна, - это тоже болезнь роста. Многим, очень многим молодым авторам надо переболеть Хемингуэем и Шервудом Андерсеном, Иваном Буниным и Леонидом Андреевым. А дальше идти своей дорогой, говорить своим языком, искать свою интонацию. Другого пути нет – только свой путь. У автора есть потенциал. Его лучшие вещи еще не написаны.

И он напишет хорошие вещи. Если перестанет ходить по редакциям, раздавать интервью, которые стыдно слушать, трандычать о любви к Сталину, - а займется своим делом.

Что действительно удивляет в Прилепине - вот это публичное восхищение Сталиным. Но именно - публичное. Не потому восхищается, что разделяет идеи кровавого диктатора, не потому что искренне им восторгается, - сама идея кажется настолько абсурдной, что не поддается критике. А чтобы саморекламу сделать: смотрите, какой я особенный - Сталина люблю. Не хочется верить, что Прилепин настолько глуп, сер и необразован, что вдруг искренне полюбил Сталина. Не могу представить, что этот относительно молодой человек повестил портрет убийцы вместо иконы, встал перед ним на колени - и детей своих поставил тоже - и застыл в молитвенном экстазе.

Иногда спрашивают, таких вопросов много, поэтому пишу об этом, - социалистическая идея жива. Возьмите Швецию или Канаду. Вот она – воплощенная в жизнь социалистическая идея. То, что не удалось построить коммунистам в России, удалось продвинутым капиталистам в Швеции и Канаде.

Когда я был в этих странах, старался понять, что такое их модель социализма. Ну, вот Канада. Бесплатная эффективная медицина (рядом с бесплатной есть и платная), государственные цены в продуктовых магазинах, государственная монополия на спирт (все магазины, торгующие вином и водкой – государственные, специализированные, там нет ничего, кроме спиртного), значительные социальные пособия безработным, инвалидам, более или менее обеспеченная старость. Плюс жилье весьма приличного качества, неплохие дороги, относительно высокий уровень развития производства. (В Торонто я посетил сахарный завод, почти полностью автоматизированный, там работает всего 18 квалифицированных специалистов. Этот небольшой коллектив обеспечивает сахаром 30 миллионов человек. Фантастика).

Это фасад социалистического государства. А что на задворках?

Там высокие цены, примерно европейского уровня. Налоги до небес. И взимают их по прогрессивной шкале. Например, вы представитель среднего класса и зарабатываете от 24-х до 91-й тысячи долларов в год (от 24-х до 91-й тысячи – это и есть средний класс), отдайте на налоги в среднем 65 - 85% заработка. Если вы заработали миллион, на руках останется всего 50 – 70 тысяч долларов. Всего-навсего. За все надо платить, в том числе за социальную справедливость.

При этом спрятать деньги в оффшорах или под матрасом не получится, налоговая полиция работает очень четко. Эти ребята шуток с налогами не понимают. А шутники заканчивают в тюрьме и на паперти, лишенные яхт, недвижимости и лимузинов. (Напомню, что в России уборщица, нянечка из больницы, занятая тяжелой грязной работой, или какой-нибудь олигарх или биржевой спекулянт, делающий деньги из воздуха, платит 13 % подоходного. Так называемая единая ставка подоходного налога. Но олигарх свои доходы еще и «оптимизирует», а у нянечки деньги автоматом выдирают).

Другая сторона шведско-канадской модели социализма – это отсутствие эффективных стимулов для работы. Какой смысл вкалывать, если львиную долю прибыли отберут. Для сравнения. Человек, заработавший сегодня миллион долларов в год в США отдаст на налоги половину заработка. Тоже немало. Но половина, это не 95 %, согласитесь. Кстати, очередь на эмиграцию из Канады в США, из социализма в империализм, – восемь (!) лет. Не всем повезет. Предпочтение отдают людям, не достигшим тридцати.

Огромные налоги, высокие розничные цены и нежелание эффективно работать – та плата, которую приходится платить за социалистическую справедливость.

Я уверен, что в сегодняшней России много желающих работать неэффективно, по старинке. Но не уверен, что наберется хоть горстка людей, готовых отдать в казну 95 % доходов, чтобы поддержать сирых и нищих, чтобы построить хорошие дороги и бесплатное жилье для бедных. Фискальные органы и 13-и процентов собрать не могут…

Проза Прилепина - это распространенное социальное явление. Семена упали в благодатную почву. Такая проза могла возникнуть и быть воспринята читателем только в той стране, в том обществе, где социальные противоречия выражены слишком резко, а пропасть между бедностью и богатством, между народом и властью, - бездонна.