Современная русская фантастика

Современная русская фантастика

Сообщение admin » 23 мар 2014, 00:57

Хотел задать вопрос немного не по вашей теме. Скажите, вы интересуетесь фантастической и фэнтези литературой? Может быть, вы сами пытались работать в этом жанре? И еще, по-моему русская фантастика сегодня на подъеме. Вопрос: как бы вы охарактеризовали положение с современной русской фантастикой? И кто ваши любимые авторы? Pavel


Очень люблю фантастику. Но в этом жанре не работаю. Наверное, мне недостает воображения, полета мысли. Читательские вкусы совпадают со вкусами большинства. В десятку любимых авторов входят Бредбери, Кларк, Хэйлайн, Кормак Маккарти.

Сейчас отечественную фантастику неплохо покупают. Фантастическая проза развивается. Появился целый ряд литературных премий, отечественных и зарубежных, которыми награждают авторов фантастики. Но есть вещи, которые настораживают. Скажем, очень высокая конкуренция. С одной стороны, это неплохо. Чем выше конкуренция, тем выше планка качества. С другой стороны: современному писателю фантасту, особенно начинающему, нелегко оказаться замеченным, ведь в год выходит 300 – 400 отечественных фантастических романов. Шанс, что вас разглядят в этом море, не слишком велик.

Не берусь как-то систематизировать или оценить русскую фантастику, это дело литературных критиков. Не хочу называть имена, потому что рискую кого-то забыть, а кого-то не знаю. Но, пожалуй, ситуацию с фантастикой можно сравнить с ситуацией, которая сложилась вокруг остросюжетных романов в середине и конце 90-х годов. Коллектив авторов остросюжетной прозы в одном из центральных издательств тогда доходил до двухсот человек. Только представьте: две роты авторов. И все плодовитые. Мне было страшно.

Тогда остросюжетная проза проходила период ученичества. И часто проистекала в русле голливудского кино. И эта тенденция сродни сегодняшней фантастике. Но были и весьма интересные авторы, которые запомнились.

Но спрос упал, все пошло по нисходящей траектории. Появился выводок женщин, заваливших прилавки мертворожденными мелодрамами, которые почему-то именуют детективами или триллерами. Стало экономически невыгодно писать остросюжетную прозу. За долгое время не появилось ни одной литературной премии, которую присуждали бы авторам остросюжетных романов. Те же рецензии исчисляют десятками, даже сотнями, если речь идет, например, о маловразумительной прозе Шишкина или Сорокина. Появляется много критиков толкователей творчества Шишкина: он хотел сказать то, он хотел сказать это, не это, а совсем другое. По-моему авторы сами смутно представляют, что они хотели сказать и о чем вообще пишут. Но это так, замечание между строк.

По молчаливому сговору на детективы навесили ярлык литературы второго и третьего сорта, а на читателей соответственно – читателей второго сорта. Нет никакой литературной критики, посвященной произведениям этого жанра. Можете годами писать остросюжетную прозу, но не увидите ни одной рецензии в СМИ (если, конечно, сами эту рецензию не заплатите – а расценки известны). Телевидение стало штамповать детективные сериалы сотнями, как консервные банки. Как правило, фильмы бледные и беспомощные. Собственно, они не для того созданы, чтобы их смотрели: тут важно правильно распилить бюджет. Эти серии окончательно отвадили читателя от остросюжетной прозы.

Сегодня труднее, как всегда, молодым авторам. Им еще предстоит смириться с той истиной, что качество текстов никак не соотносится с популярностью этих текстов. Можно сочинить банальную ерунду и вытянуть счастливый билет с большим бонусом. Можно годами писать очень и очень приличные вещи и прозябать на обочине. Это факт.

Мне не нравятся издательские проекты, для реализации которых авторам дают задание написать на тему: что бы делал ваш герой в предложенных обстоятельствах. Например, выходит он из метро в каком-нибудь 2033 году. А вокруг город, разрушенный атомной бомбардировкой, кишащий мутантами, вокруг приключения, опасность и адреналин. Короче, весело будет. Итак, действия вашего героя? Или так: попадает герой на зону, сконструированную братьями Стругацкими. Опять же мутанты и прочая нечисть… Действия героя? Ну, ясно какие действия. Берет парнишка автомат, наполняет разгрузочный жилет патронами и гранатами. И пошло… Или так: однажды укусил мальчика (девочку) вампир, а герой совсем не хочет перерождаться в вампира. Действия девочки (мальчика)?

Возможно, на этих проектах можно немного заработать, но имени не сделаешь. Во все времена ценилась оригинальная идея, история с захватывающим сюжетом. А подобные проекты (хоть книги неплохо покупают) все-таки вторичны. Эти сюжеты были детально разработаны зарубежными литераторами 50-60 годов. Именно тогда пост атомная тематика стала модной и долго еще не сходила с книжных страниц. И возвращаться к ней сейчас, когда жизнь подбрасывает много новых занимательных сюжетов, в том числе социальных, не имеет смысла. Не теряйте зря времени.

Кстати, социальная фантастика представляется очень интересным перспективным направлением. И еще одно наблюдение, сделанное еще во времена СССР. Чем больше в общественной и социальной жизни застоя, тлена, распада, скуки - тем выше интерес к фантастической литературе. И наоборот: чем выше градус социальных настроений, чем выше гражданская активность населения, - тем меньше жалуют фантастику.

Иногда думаю: где сейчас две роты авторов, писавших остросюжетную прозу пятнадцать лет назад? Литературный опыт для многих из этих людей оказался горьким. А для некоторых превратился в трагедию жизни. Сколько осталось в строю из тех сотен? Пять-шесть человек. И все. Поэтому насчет фантастики пока не рискну делать какие-то позитивные оптимистичные выводы.
Скажу так: поживем, - увидим.
admin
Администратор
 
Сообщений: 23
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 11:05

Вернуться в Форум Андрея Троицкого

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4